Новость
Санкции в отношении нашей страны затронули многие сферы, в том числе и IT. Некоторые зарубежные компании отозвали или прекратили лицензии на использование своего программного обеспечения в России. Это коснулось, в том числе, и сферы 3D-анимации, из-за чего российским анимационным студиям стало гораздо сложнее создавать свои фильмы. Кроме того, проблема отразилась и на других отраслях, ведь 3D-графику используют на телевидении, в играх и при создании объектов виртуальной и дополненной реальности. Объясняем, как отечественные специалисты выходят из столь непростой ситуации.
3D преткновения
Полноценно решить эту проблему может лишь разработка собственного ПО. И в этом вопросе уже наметились первые успехи. Какие именно, 17 февраля рассказали эксперты на совместном мероприятии ВЭБ.РФ и Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ) «Как спасти детство? Импортозамещение ПО для анимационной индустрии».
Уже в марте этого года многие российские анимационные студии могут оказаться без инструментов разработки современного, качественного контента. Такими опасениями поделился генеральный директор РФРИТ Александр Павлов.
«Это затрагивает различные, даже самые неожиданные отрасли – мы понимаем, что в составе software-решений, которые позволяют рисовать качественную 3D-анимацию, есть модули, которые используются в промышленном ПО. А значит, если вдруг сегодня мы не сможем нарисовать Чебурашку, то завтра можем не нарисовать и лопатку турбины», – отметил он.
Ранее все отечественные компании производили 3D-графику на импортном программном обеспечении из США, Канады, Великобритании и стран ЕС. Из-за волны беспрецедентных санкций в отношении России доступ к таким программам уже отключили, что сделало создание 3D-контента в нашей стране очень сложным или даже невозможным.
Однако государство и бизнес, кажется, нашли выход из этой ситуации. РФРИТ поддерживает разработчиков отечественного программного обеспечения, и не так давно грант от фонда получила «Анимационная студия Воронеж» (бывшая Wizart Animation). Сейчас ее специалисты создают собственное ПО «Анимационная 3D-платформа», и в перспективе оно может не только выручить отечественных аниматоров, но и пойти на экспорт.
Генеральный продюсер «Анимационной студии Воронеж» Владимир Николаев объяснил, что ее сотрудники занимается 3D-графикой с 2010 года, и как участники индустрии понимали, что рано или поздно придется решать вопрос с программным обеспечением. «Чтобы напрямую не зависеть от количества лицензий и от того, что мы можем купить для своей работы, очевидно, нам необходимо создавать собственное ПО», – отметил он.
Всем миром
Так как это насущный для всей отрасли вопрос, для его решения отечественные студии сплотились и стали постоянно общаться. «Как мы с коллегами шутим: если сейчас все вместе активно не займемся разработкой собственного программного обеспечения, то через несколько лет вся 3D-анимация у нас будет пластилиновая. А значит, нужно срочно переобучать людей, чтобы они умели лепить хотя бы пластилиновую ворону», – рассказал Николаев.
К счастью, это остается только шутками. «Анимационная студия Воронеж» как раз создает собственную анимационную 3D-платформу. Более того, первые наработки этого ПО компания уже успешно использует при создании своих мультфильмов. Этот проект поддержан грантом РФРИТ, и принесет первые существенные результаты еще до конца 2023 года.
Первая задача в списке разработчиков – базовый функционал 3D-редактора. Однако быстро разработать все физически невозможно, поэтому в анимационной студии пообщались с коллегами и выделили приоритетные модули, которые решили делать первыми. Уже в ноябре аниматоры смогут использовать модули «3D Волосы/Мех», «3D Освещение/Шейдинг» и «3D Визуализация».
Новое решение позволит закрыть до 80% потребностей индустрии, а для дальнейшего развития и удобства использования исходный код разместят в открытом доступе. Так все заинтересованные лица смогут задействовать эти наработки для дальнейшего развития системы. Ключевой элемент здесь – постоянное развитие. Как отметил технический директор «Союзмультфильма» Павел Ледин, модульная система позволит дополнять платформу, делая ее все более совершенной.
А в плане исходных позиций бросается в глаза то, что вся индустрия, кажется, действует как единый организм. Непосредственно разработкой занимается «Анимационная студия Воронеж», при этом ее команда в постоянном контакте с коллегами, например, из студий «Паровоз» и «Мельница». Специалисты обмениваются задумками и опытом, а главное – ожиданиями. Поэтому разработчики точно знают, что необходимо отрасли в первую очередь и не действуют наугад или ориентируясь лишь на свои мысли.
Приоритеты поддержки
По словам генерального директора РФРИТ Александра Павлова, подобная консолидация отрасли и четкое понимание разработчиками нужд отечественных предприятий – характерная черта для всей страны в последний год. По итогам 2022 года в фонд поступило 17 тыс. обращений от ИТ-компаний, которые описывали свои затруднения или же просили поддержки в реализации проектов, ставших крайне актуальными.
«Они видели новые возможности и ниши, осознавали свой потенциал и предлагали решения. Важно, что мы общались с ИТ-компаниями напрямую и пытались максимально быстро понять, на что они реально способны в плане разработки. С другой стороны, общаясь с компаниями-лидерами и отраслевыми организациями, собрали список запросов от бизнеса: что нужно прямо сейчас, чего можно немного подождать. Оставалось лишь провести комплексную экспертную оценку и сопоставить запросы с предложениями», – объяснил эксперт в беседе с нашим порталом.
По словам Павлова, после того, как против нашей страны начали вводить санкции, приоритеты российского правительства сместились в сторону импортозамещения уходящих зарубежных решений. В первую очередь в отраслях промышленности, потому что их работа критична, и возникали большие риски в самих производственных процессах.
«Это был сверхприоритет, мы продолжаем над этим работать и сейчас», – отметил генеральный директор РФРИТ.
В то же время было немало неожиданностей. Как с той же анимацией – казалось бы, это не очевидный приоритет, однако поддержать отрасль было очень важно. Фонд поддержал и компании из этих сфер с помощью грантов, а это позволило им оперативно разработать, доработать или внедрить необходимое ПО. Видимо, это и позволило нашей стране выстоять под беспрецедентными санкциями – объединение усилий, предельная концентрация и конструктивный диалог.
Другие новости
-
Вторник, 28.01.25
IT-World: Александр Павлов: «РФРИТ финансирует проекты по созданию …
#мерыподдержки -
Пятница, 24.01.25
НТВ: Столичные разработчики создали уникальный сервис для помощи …
#мерыподдержки -
Пятница, 13.12.24
Вести.Белгород: «Цифровой водоканал» как эффективный способ сократить количество …
#мерыподдержки -
Четверг, 12.12.24
Эксперт: Каковы тренды развития искусственного интеллекта
#мерыподдержки -
Понедельник, 09.12.24
Известия: От импортозамещения к лидерству
#мерыподдержки -
Пятница, 06.12.24
Коммерсантъ: Цифра тянется к управлению
#мерыподдержки -
Четверг, 28.11.24
Коммерсантъ: Россия оцифрованная
#мерыподдержки -
Понедельник, 25.11.24
РИА "Новости": Гранты на "цифру": как господдержка помогает …
#мерыподдержки -
Вторник, 22.10.24
Эксперт: РФРИТ показал свои проекты на Innovation Week
#мерыподдержки -
Четверг, 17.10.24
Газета.ru: Особо значимые проекты. Как в России импортозамещают …
#мерыподдержки